Десять произведений выставки «Музей благодарит. Дары и передачи последних лет»
28.07.2021

В Выставочном зале НХМ РС (Я) действует выставка «Музей благодарит… Дары и передачи последних лет», которая полностью состоит из преподнесённых музею даров. Предлагаем познакомиться с десятью произведениями из экспозиции и узнать о дарителях музея.


Андрей Васильевич Чикачев, «Вдова»

2000

Холст, масло

Полотно «Вдова» не похоже на другие произведения художника. Герои картин «Одуванчики. Три грации» (2002), «Мечта» (1997) и др. живописца Андрея Чикачева пленяют зрителя детской непосредственностью, умением радоваться жизни во всех её проявлениях. В произведении «Вдова» художник создаёт совершенно другой образ – фигура пожилой женщины проникнута ощущением немого горя. В центре картины на кровати изображена сидящая пожилая женщина, на ее коленях в раме, две фотографии – портреты ушедшей молодости. Воссозданный в подробностях быт вдовы – металлическая кровать, ковёр над ней, деревянные доски пола, её поза со скрещенными ногами, изможденное лицо – благодаря этим деталям судьба героини картины приобретает осязаемость, реальность. Монохромная палитра в картине усиливает впечатление от сдержанно-трагического эмоционального фона.


Алин Мендыбай Койшыбаевич, Разворот к книге «Сорок небылиц». Сюжет 1

1983-1985

Бумага, тушь, гуашь, графитный карандаш

«Лет за семь до того, как мне родиться на свет, пас я табун моего двенадцатого внука» - так звучит зачин казахской народной сказки «Сорок небылиц», развороты к которой выполнил казахский художник и дизайнер Алин Мендыбай Койшыбаевич. Небылицы – разновидность сказочного жанра. Они повествуют «о совершенно невозможных в жизни событиях». Например, на развороте к первому сюжету «Сорока небылиц» герой сказки преследует свой сапог, сбежавший от обиды на хозяина, от солнечного жара вода в озере замерзает до самого дна, а табун лошадей в сто голов утоляет жажду в проруби размером с мизинец. В причудливо-изысканных рисунках гуашью завораживает глубина цвета, богатство неожиданных деталей. На выставке представлено около десяти иллюстраций художника к казахским народным сказкам.


Артур Дмитриевич Васильев, «Портрет И.П. Степанова в роли Бориса Годунова»

2013

Холст, масло

В творчестве Артура Васильева театральный портрет выступает как самостоятельно развивающийся жанр. На «Портрете И.П. Степанова в роли Бориса Годунова» художник запечатлел ведущего солиста Якутского государственного музыкального театра Ивана Прокопьевича Степанова. Партия Царя Бориса из оперы Мусоргского «Борис Годунов» является венцом богатого репертуара певца.


Анна Николаевна Зверева, «Кычым» из комплекта верхового конского убранства

2011

Сукно, ткань, замша, металл белый, бисер, шитье, вышивка, гравирование плоскостное

Выполненные народной мастерицей Анной Зверевой предметы конского убранства якутов демонстрируют виртуозное владение художницы техниками лоскутной вышивки. Кычым покрывает круп лошади и отличается особо богатой орнаментацией с применением геометрических и лировидных мотивов. Распространенный в народном творчестве лировидный орнамент символизирует благосостояние, богатство и процветание.


Марианна Михайловна Лукина, «Якутский снайпер Софрон Бушков»

2015

Холст, масло

В портрете «Якутский снайпер Софрон Бушков» обнаруживаются характерные особенности живописи Марианны Лукиной: гладкое письмо, тщательная проработка фактуры предметов, строгая уравновешенная композиция, спокойный колорит. На портрете изображён известный якутский снайпер Софрон Бушков, являющийся одним из зачинателей снайперского движения бойцов-якутов. В марте 1942 года Софрон Бушков вышел победителем в схватке с 30 немецкими автоматчиками. После совершённого им подвига было созвано собрание, на котором подняли вопрос о широком развертывании снайперского движения. Софрон Бушков получил широкую известность среди якутян. В военные годы Краеведческим музеем им. Е.М. Ярославского была выпущена почтовая открытка «Софрон Бушков в схватке с 30 немецкими автоматчиками» с рисунком художника Василия Кандинского.


Эдита Геннадьевна Степанова, «Белый берег»

1995

Холст, камни, масло

Композиция Эдиты Степановой «Белый берег» выполнена в технике ассамбляж. На холсте белый цвет градационно сверху-вниз сменяется тончайшими оттенками бледно-сиреневого, в нижней части полотна – тонированная галька. Образ речного берега, бесконечно омываемого волнами, можно трактовать как метафору одномоментности жизненных явлений. В застывшем мгновении художницей достигнута точка абсолютной чистоты и покоя.


Тереза Пачеко-Чавес, «Пазлы…»

2013

Холст, масло

Якутская художница Тереза Пачеко-Чавес органично соединяет в своём творчестве дух бразильской культуры, унаследованный от отца, и якутские мотивы – наследие матери. Полотно «Пазлы…» представляет собой композицию из трех горизонтальных частей, расположенных друг над другом. В одном из прямоугольников в верхней части изображены женщина и мужчина в нарядах, напоминающих одежду народов стран Латинской Америки, и надпись "ПРЭДКИ". В центральной части слева художница поместила волнообразный прямоугольник с надписью «Atlantic ocean». В нижней части справа изображены предметы быта якутов в виде колеса телеги и деревянной чаши-кытыйа. Над ними – пластинчатый пояс с прикрепленной к нему подвеской. Картину можно трактовать как живописный пазл, составленный из образов двух разных культур, к которым художница восходит корнями.


Валериан Романович Васильев, «Ксочипилли - принц цветов. Ацтеки»

1960

Бумага, сангина

У посетителей выставки будет редкая возможность увидеть неожиданную грань творческих интересов классика якутской графики Валериана Васильева – его увлечение архаичной мексиканской культурой. В экспозиции представлено семь зарисовок карандашом и сангиной. Работы выполнены в 1960 году, ещё во время обучения в Московском Высшем художественно-промышленном училище. В этот период в Москве проводилась огромная выставка Мексики от древнейших времён до наших дней. Мексиканское искусство, особенно пластика его архаических этапов, всецело покорили Валериана Васильева силой духа, исключительной экспрессией и самобытностью. Досконально изучив выставку, он сделал массу набросков с архаических масок, скульптур и прикладных изделий. Искусствовед Иннокентий Потапов отмечал, что на определённом этапе творческого становления Валериана Васильева древнее искусство Мексики явилось своего рода мерилом глубокой жизненности искусства, навсегда оставив в его душе след неповторимого монументального образа.


Нюргуяна Николаевна Иннокентьева, «Обычный день»

2015

Холст, масло

Творения народных мастериц неизменно поражают искусностью исполнения, особым колоритом и способностью находить непосредственный отклик в душе зрителя. Любуясь киргизскими национальными коврами и одеялами на картине якутской художницы Нюргуяны Иннокентьевой, нельзя не отдать дань восхищения умению швеи создавать дивной красоты узоры. В колорите картины преобладают красный, зелёный, синий – традиционные цвета киргизского национального шитья. Проникающий из окон солнечный свет усиливает впечатление от яркого цветового решения. Широкими мазками переданы тени и блики на платке швеи и белой рабочей поверхности. Художница изобразила мастерицу за её каждодневным занятием – шитьём национальных покрывал. Спящего ребёнка и швею окружают тошоки – национальные киргизские лоскутные одеяла. Тошоки всегда занимали важное место в быту кочевых киргизов - на них спали, ели, встречали гостей. Они были и остаются обязательным элементом приданого невесты. По традиции для невест готовят два вида тошоков: с национальными узорами и сшитые из лоскутков – кураков. Богато орнаментированные киргизские ткани, вышивки, ковры – это настоящие произведения текстильного искусства.



Георгий Николаевич Решетников, «По легенде: Байкал. Ангара. Три брата»

2007

Бумага, акварель, акрил

Горный пейзаж «По легенде: “Байкал. Ангара. Три брата”» Георгия Решетникова отсылает нас к бурятской легенде о грозном Байкале, его сбежавшей к Енисею дочери Ангаре и её братьях-ручейках, превращённых в скалы за непослушание. Местность, изображённая на пейзаже, располагается в северной части острова Ольхон – самого крупного острова озера Байкал. Три скалы на первом плане носят название мыса Саган-Хушун или «Три брата». Саган-Хушун переводится с бурятского как «белый мыс», своим названием скалы обязаны кипенно-белому мрамору, из которого они сложены. Почему же на картине поверхность мыса напоминает мозаику, состоящую из разных оттенков красного, бурого, жёлтого, зелёного? Поверхность Саган-Хушуна густо заросла лишайником, его многоцветье передано художником мозаичным изображением. Матовая бархатистость лишайникового покрова зрительно осязается благодаря приглушенным акварельным тонам. Во фрагментарном изображении водоёма и деревьев на втором плане проступает могучая энергия внешне спокойных вод Байкала.


Выставка «Музей благодарит. Дары и передачи последних лет» открыта для посетителей по 15 августа 2021 г. в Выставочном зале НХМ РС (Я) по адресу: г. Якутск, ул. Кирова, 12, 2 этаж (здание «Комдрагметалл»). Режим работы: с 10.00 до 18.00 ч. (касса до 17.30), с понедельника по пятницу.

Справки по телефону: 8 (4112) 33-52-79