Истории в багете: «Арктический прорыв»
22 августа в России традиционно отмечают День государственного флага. История российского триколора тесно связана с историей русских первопроходцев, мореплавателей и покорителей Севера. В преддверии этой даты в рубрике «Истории в багете» НХМ РС (Я) обращается к живописной работе Алексея Жарова «М. В. Ломоносов – великий русский географ и капитан Чичагов».
В произведении, выполненном в мягких и светлых тонах, зритель наблюдает за общением двух сильных, волевых и интеллектуально одарённых личностей, судьба которых сформировала основы Российского государства. Однако в кабинете Михаила Ломоносова присутствует и третий персонаж. Это первый русский император, основатель российского морского флота Пётр Великий, чей портрет освещается яркими лучами утреннего солнца. Он незримо участвует в разговоре двух исследователей. Именно деятельность Петра Первого стала драйвером, как освоения Арктики, так и создания известного нам сегодня триколора. По его указу 1705 года все торговые суда, «которыя ходят по Москве реке и по Волге и по Двине и по иным по всем рекам и речкам» должны поднимать бело-сине-красный флаг.
Картина повествует о реальной встрече выдающегося русского учёного Михаила Ломоносова и капитана русского флота, истового исследователя Севера Василия Чичагова. В 1763 году Ломоносов выдвигает предположение о наличии морского пути из Европы в Тихий океан вдоль российского берега по Северному Ледовитому океану. «Северный океан – есть пространное поле, где усугубиться может российская слава», – писал прославленный естествоиспытатель, мечтавший сам оказаться в рядах первых русских полярников. Однако миссия покорения Северного морского пути была возложена на помощника главного командира Архангельского порта Василия Чичагова.
Первый флаг, установленный над Арктикой, был российским, благодаря подвигу капитана Чичагова и его команды – первым научным исследователям Севера. Он совершил путешествия дважды: в 1765 и в 1766 годах. Качество деревянного парусного флота не позволило ему продвинуться дальше Шпицбергена. Однако эти экспедиции выполнили большой объём геофизических, океанографических и метеорологических наблюдений. Ему удалось не только совершить два крупных открытия, но и вернуть команду и флот в Архангельск в полном составе, что было большой редкостью для северных экспедиций XVIII века.
Метко и фактурно передаёт художник обаяние и исследовательскую дерзость эпохи проявляющегося технического прогресса и просвещения. Изображения фигур Ломоносова и Чичагова, составляющих план арктической экспедиции, выполнены точно, эксплицитно, детально повторяя общеизвестные портреты учёных. Художник мастерски показывает вид за окном – прозрачную лёгкость морской воды и ожидающий своего плавания парусный корабль.
Сегодня освоение Арктики и экономическое, инфраструктурное развитие Северного морского пути являются одними из приоритетных направлений государственной политики. Мы – живые свидетели осуществления плана Ломоносова и Чичагова. Таким образом, значимость выбранного автором сюжета сложно переоценить. Работа Алексея Жарова подтверждает заслуги России в освоении Севера.
На обложке: Жаров Алексей Иванович. М.В.Ломоносов и капитан Чичагов. 1952. Холст, масло. Из собрания НХМ РС (Я)