Истории в багете: «Дельфтский фаянс»
Никто не знал секрет изготовления китайского фарфора, посуды из тончайшего, пропускающего свет белого материала, одновременно прочного и хрупкого. В XIII веке путешественник Марко Поло привёз в Венецию первые фарфоровые предметы, с тех пор одну за другой европейские страны пленяет «белое золото» Китая.
Многие пытались воссоздать китайский фарфор, в том числе мастера из нидерландского города Дельфт, славившегося своей текстильной и пивоваренной промышленностью. Производство текстиля загрязняло воду, необходимый ингредиент для пива, что привело к упадку пивоварен. Оснащённые печами просторные помещения бывших пивоварен приглянулись дельфтским гончарам и вскоре были превращены в керамические мастерские [1]. Некоторые мастерские сохранили названия старых пивоварен, так в 1670 году появляется мастерская «Металлический горшок» [4].
Вероятно, именно в горнилах печей «Металлического горшка» была создана дельфтская ваза из собрания НХМ РС (Я). Ваза поступила в музей в 1962 году в числе других произведений западноевропейского искусства, переданных семьёй якутского учёного и коллекционера Михаила Федоровича Габышева. Долгое время авторство вазы оставалось неизвестным, однако в результате исследования искусствоведа, главного научного сотрудника НХМ РС (Я) Аси Львовны Габышевой была уточнена её атрибуция, и дельфтская ваза обрела автора. На дне вазы – монограмма «LVE», клеймо керамиста Ламбертуса ван Эенхорна, владевшего мастерской «Металлический горшок с 1691 по 1721 годы. В это время особой популярностью в Европе пользовался сине-белый фарфор эпох Ваньли (1572 – 1620) и Канси (1662 – 1722) [2]. В подражание китайским мастерам дельфтские керамисты расписывали свои изделия синим кобальтом на белом фоне. Однако сюжетами для росписей служили не только китайские образцы. К примеру, некоторые мастера черпали вдохновение в орнаментах модных в то время кашмирских шалей из Индии [2]. Ваза из коллекции музея соединяет стилизованный растительный орнамент, изображения птиц и маскаронов – декоративных элементов в виде лиц. Шаровидное ребристое тулово сужается книзу, дно обрамлено волнообразным рисунком. Восьмигранная горловина увенчана куполообразной крышкой с навершием в форме луковицы. Подобные вазы, наряду с китайским фарфором, изделиями из металла или стекла, украшали шкафы и камины в домах голландских бюргеров.
Продукция дельфтских гончаров стала пользоваться большим спросом не только на внутреннем рынке, но и в других европейских странах. Изделия, выпускаемые в Делфте, назывались «фарфор», но в действительности нидерландские мастера производили фаянс – более пористый материал, обжигаемый при менее высокой температуре и обладающий меньшей прочностью.
Отмечается, что творчество Ламбертуса ван Эенхорна отличалось новаторским подходом. В годы его руководства в «Металлическом горшке» была расширена цветовая гамма рисунков, введены новые формы изделий [2]. После смерти Ламбертуса ван Эенхорна в 1721 году управление мастерской перешло к его жене Маргарете Текман, но уже спустя три года «Металлический горшок» обрёл нового владельца в лице друга семьи Корнелиса Коппенса [3]. По прихоти судьбы последним владельцем мастерской стал пивовар Питер Паре.
В 1708 году керамист из Мейсена Иоганн Бёттгер сумел раскрыть секрет белого фарфора, и в XVIII веке дельфтский фаянс потерял свои позиции. Сегодня Нидерланды продолжают производство легендарного фаянса, зародившееся в городе Делфт, а изделия, выпущенные в период расцвета производства, можно найти в антикварных магазинах, частных и музейных коллекциях.
Дельфтская ваза с изображением цветов, попугаев и маскаронов мастера Ламбертуса ван Эенхорна (1651 – 1721) представлена на выставке «Философия кисти» в Галерее зарубежного искусства им. М. Ф. Габышева по адресу: г. Якутск, ул. Петровского, 4. Справки по телефонам: 8 (4112) 33-52-79, 8 (4112) 31-67-17
Источники:
1. De Klaauw Factory: Through Time and Fashion – Aronson Antiquairs of Amsterdam | Delftware | Made in Holland. (n.d.). https://www.aronson.com/delftware-de-klaauw-factory/
2. Lambertus van Eenhoorn – Aronson Antiquairs of Amsterdam | Delftware | Made in Holland. (n.d.). https://www.aronson.com/lambertus-van-eenhoorn/
3. Lambertus van Eenhoorn | Vase with cover (part of a garniture) | Dutch, Delft | The Metropolitan Museum of Art. (1690, January 1). The Metropolitan Museum of Art. https://www.metmuseum.org/art/collection/search/232031
4. Lange Geer - Walkingroute Ceramics. (n.d.). In Delft. https://www.indelft.nl/en/locaties/1403688938/lange-geer-walkingroute-ceramics
Текст подготовила методист Вероника Егорова.
Ламбертус ван Эенхорн, «Ваза с изображением цветов, попугаев и маскаронов». Между 1691 и 1710. Фаянс, роспись подглазурная, кобальт