Истории в багете: «Игривый дух французского рококо»
В сегодняшнем выпуске рубрики «Истории в багете» мы обратимся к произведению мастера круга французского художника Жана Батиста ван Лоо «Амур и нимфы», представленном на выставке «Mon Amour. Искусство Франции» в Галерее зарубежного искусства им. профессора М.Ф. Габышева.
Полотно «Амур и нимфы» характеризует утонченное аристократичное искусство первой половины XVIII века. Капризная, легкомысленная игривость стиля рококо, перегруженная завитками и арабесками, витиеватая орнаментика, призвана была служить украшением праздной жизни французской аристократии и отражала царивший в высшем обществе культ наслаждений. Изогнутый, вычурный, необычный узор имитировал природные мотивы – морские раковины, причудливые растения, жемчужины неправильной формы.
Для живописи того времени характерны камерные по духу «галантные» сцены, эротико-мифологические и пасторальные сюжеты. Изящные, только написанные картины изображают изысканных придворных кавалеров и дам, идиллических пастухов и пастушек, очаровательных нимф и проказников амуров, божественных Диан и Венер, захваченных опасной игрой кокетства и любовных интриг. Живопись рококо – станковые картины, панно, росписи – отличаются дробностью и асимметричностью композиции, обилием декоративных аксессуаров и деталей, изысканным сочетанием светлых красок и тонов.
В основе композиции «Амур и нимфы» лежит сюжет из античной мифологии «Наказание Купидона». Бог любви в древнегреческом пантеоне божеств именовался Амуром или Купидоном. Его золотые стрелы приносили людям и богам любовь. Амур часто подвергался наказанию за то зло, которые причиняли его стрелы. Естественно, он был мишенью для нимф Дианы, блюстительницы целомудрия. Пока он спал, нимфы выкрадывали, ломали его стрелы или сжигали на костре крылышки озорника амура.
Веселые кокетливые нимфы в легких туниках окружили беззаботно спящего под кустами роз очаровательного розовощекого малыша Амура. Прелестные фигурки бойких и лукавых созданий написаны легким и изящным движением кисти. Свободный скользящий мазок создает атмосферу мерцания света, тающего в воздушной дымке. Условно – декоративный пейзаж на втором плане напоминает затейливый узор настенных ковров – гобеленов, украшавших небольшие гостиные и будуары. Асимметрия композиции, прихотливая драпировка формы, чарующая тонкость изысканных пастельных световых сочетаний розового и голубого, сиреневого и оливко-зеленого, декоративность помогают художнику передать атмосферу причудливого игривого духа и пикантной ситуации.
Выставка «Mon Amour. Искусство Франции» работает по 11 сентября 2022 г. в Галерее зарубежного искусства им. профессора М.Ф. Габышева по адресу: г. Якутск, ул. Петровского, 4. Справки по тел.: 8 (4112) 33-52-79.