О художнике: Афанасий Осипов - классик искусства Якутии

06.04.2023

СЧАСТЛИВЫЙ ДАР ХУДОЖНИКА

28 февраля 2023 года выдающемуся якутскому художнику-живописцу Афанасию Николаевичу Осипову исполняется 95 лет со дня рождения.

Есть великие художники, под влиянием которых, меняется наше сознание, меняется наше представление о жизни, а есть художники, под влиянием которых меняется эпоха. Таким человеком был Афанасий Осипов. Порой случается, что художник растет медленно. Проходят годы, иногда целые десятилетия, прежде чем он найдет свой путь в искусстве. По-иному сложилась жизнь Народного художника СССР Афанасия Осипова. Творческая судьба одаренного сына якутского народа определилась довольно рано. Первые его серьезные работы — картины «Крик» и «На новые пастбища», представленные в 1960 году на выставке «Советская Россия», вызвали большой интерес зрителей. Было ясно, что в лице молодого выпускника Московского государственного художественного института имени В.И. Сурикова в изобразительное искусство уверенно вошел талантливый мастер. С тех пор Афанасий Осипов много раз участвовал в зональных, республиканских, всесоюзных, всероссийских и зарубежных художественных выставках. Ведущие темы его полотен – суровый край, преображаемый созидательным трудом человека, красота северной природы, портреты оленеводов, геологов, строителей, выдающихся, незаурядных современников.

учащийся Московской средней худож. шк — копия.jpg

Самобытный, счастливый дар художника подметил первый секретарь правления Союза художников СССР Таир Салахов, о чем на первой персональной выставке работ Осипова в Москве в 1978 году, говорил: «По моему глубокому убеждению, Афанасий Николаевич – прирожденный художник. Он был им в детстве, когда начал воплощать свои впечатления в рисунки и игрушки, усердно строгая из тальника коров, бычков, телят. Он не расстался с мечтой стать художником и в юношестве, когда семнадцатилетним пареньком в последний год войны отправился в столицу. Двадцать семь суток он добирался до Москвы. Вначале пароходом по Лене и Ангаре, потом — по железной дороге. Якутский паренек не затерялся  в многомиллионном городе. Здесь он получил высшее профессиональное образование и путевку в мир искусства». 

Осипов А.Н 3.jpg


В КРАЮ, ГДЕ РОЖДАЕТСЯ СОЛНЦЕ

Влюбленность художника в свой родной край так вдохновенна и заразительна, что многим, не побывавшим еще в Якутии, но знакомым с творчеством этого мастера, кажется, что они давно знают и любят сиянье снежных гор и волшебство белой ночи, наши будни и наши праздники.

Афанасий Осипов представляет поколение, которое сформировалось в послевоенное десятилетие и вступило в творческую жизнь в середине 1950-х годов. В Якутии к этому времени обновился коллектив живописцев и графиков, активно заявивших о себе: С.Л. Александров, Э.С. Сивцев, М.В. Лукин. Все они являлись выпускниками центральных художественных вузов. Творчество Афанасия Осипова тесно связано с традициями русского реализма и советской живописи. Столь же значительна для понимания искусства Осипова связь с его родиной, Якутией – ее природой, историей и культурой.

В памяти народной 4.jpg

Неиссякаемым источником впечатлений для художника были и до сих пор являются поездки в Заполярье. Известно, что, с конца 50-х начала 60-х годов ХХ века началось паломничество живописцев на Север, открывший художникам свою неброскую красоту. Художники возвращались из поездок с массой этюдов или уже готовых картин.

В начале 1958 года Осипов впервые попал на Арктический Север, вблизи ледовитого океана. Он совершил вместе с народным поэтом Якутии Семеном Даниловым (посвятившим ему потом свою «северную» поэму «Счастье орла») поездки в дальние поселки и стойбища оленеводов Нижне-Колымского района, коренное население которых составляют эвены и чукчи. Вот что вспоминал художник о своих поездках на Север в газете «Социалистическая Якутия», изданном в 1969 году: «Я всегда с удовольствием рассматриваю карту нашей республики. В детстве с удивлением находил на ней названия знакомых поселков, озер, рек, гор. С годами таких названий становилось все больше, и было интересно находить их на карте, рассматривать как бы со стороны на большом расстоянии... А когда поднимаюсь высоко над землей, в иллюминаторы современного ИЛ-18 с волнением рассматриваю родные места — юго-восток Горного района. Вижу знакомые с детства речки Дугду, Матту и прекрасную речку Синюю, поселочек Эбэ в  Мытахе.

Кроме них мне полюбились нижнеколымская тундра – долина Алазеи, долина Индигирки – особенно в ее среднем течении с высокими снежными горами, бурные горные реки и наледи Оймякона и Томпо. В этом году мне удалось побывать в самой глубине Верхоянских хребтов, почти на границе трех районов: Томпонского, Верхоянского и Момского.

С мольбертом по горам.jpg

Каждая поездка чем-то запоминается, оставляет какой-то след в душе. Это очень заманчиво – открывать для себя новые места. Во всех поездках на Север меня подкупает серьезное отношение оленеводов к моему труду, труду художника. Это и понятно. Люди повседневного неотложного труда, они знают и ценят работу, со временем убеждаются, что труд художника тоже не так-то легок и требует полной отдачи сил и времени. Меня поразила своеобразная красота горного пейзажа, красочность быта оленеводов. Как известно, оленеводы – люди кочевые, и это как нельзя лучше способствует плодотворной работе художника. Частая смена впечатлений, пейзажа заставляет работать изо всех сил. Стараешься не упускать сколько-нибудь интересного места, случая и постоянно находишься в хорошей форме. Ведь художнику, также как спортсмену, музыканту, нужна постоянная тренировка.

Пока я был в стаде, мы кочевали шесть раз: на нартах, на  вьюках, верхом на учахе (учах – верховой олень). И все это время я чувствовал себя как бы в родной семье, участвуя, насколько позволяло умение, в их нелегком труде. А оленеводы помогали мне в моей работе. 

С мольбертом по горам1.jpg

Черты современной жизни… Они проявляются не только внешне, прежде всего они видны в самих людях, с которыми интересно беседовать на любую тему, в жизни которых преобладает основное качество человека – любовь к труду. Я же, как художник, побывавший далеко не во всех уголках нашей республики, не устаю восхищаться величием, разнообразием и первозданной красотой природы Якутии. Богата наша республика, прекрасны люди, живущие на этой земле, и я всегда остаюсь в неоплатном долгу перед этими людьми».

Северный цикл Афанасия Осипова явился оригинальным вкладом в изобразительное искусство Якутии. Отдельные произведения этого цикла, в том числе портретные этюды, были замечены на общем фоне художественных выставок в стране в те годы. Подолгу бывая в тундре, художник близко познал во многом еще традиционный образ жизни северных народностей, прикоснулся к их самобытным жизненным ценностям и счел за честь запечатлеть увиденное в своих произведениях. 

в мастерсткой.jpg


МАСТЕР КАРТИНЫ

Начало нового этапа относится к 1967 году, когда автор показал «Правление колхоза». Это во многом новаторская для Афанасия Осипова картина. В простой сцене из будничной жизни колхозников художник передает взаимоотношения людей, их характеры, атмосферу спокойной уверенности и деловитости, исходящую от изображенных лиц и прежде всего от женщины-председателя. Триптих «Седой Вилюй» построен по принципу временного развития, чем достигнуто «триединство» целого. Идея созидательного труда, преобразующего жизнь человека, пронизывает все части единой композиции и претворяется через тему, звучащую как история Якутии. Внимание зрителей привлекает большое полотно «Народные писатели Якутии» — групповой портрет якутских писателей Н. Е. Мординова — Амма Аччыгыйа, В. М. Новикова — Кюннюк Урастырова, С. Р. Кулачикова — Элляя, Д. К. Сивцева — Суорун Омоллоона. При всей точности и сложности индивидуальной психологической характеристики героев каждый понимает, что здесь содержится нечто большее, глубинное. В сознании зрителя могучая лиственница, под кроной которой расположились писатели, ассоциируется с Древом Жизни, с фольклорным «Аал Луук Мас», дающим людям Добро, Мудрость и Щедрость. Широкая долина Туймаады полна эпического величия, спокойной красоты.

Во время работы над картиной Народные писатели Якутии. 1974г..jpg

В ином ключе решена картина «Белая ночь». Здесь тихие разговоры у дымокура, свежесть и ночная прохлада. Значительная  сосредоточенность героев, гордая осанка чутких коней у сэргэ, просторная долина реки – все это поднимает картину до сложной философской концепции. Лирическая струнка навевает образы мастера поэзии Семена Данилова:

Белые ночи.

Тихий задумчивый свет.

Над горизонтом

Зорь паруса

И безбрежность…

Белые ночи –

И первозданность

И нежность…

Над созданием картины Коневоды. Белые ночи. 1975г..jpg

Широкое знакомство зрителей с Осиповым-пейзажистом произошло на его персональной выставке в Москве в 1978 году, где пейзажи, совсем недавно написанные, занимали чуть ли не половину экспозиции. Афанасий Николаевич показал большую серию картин на мотивы природы Момского района, написанных с большим вдохновением. Любовь художника к природе родного края так отчетливо откликается в нежных поэтических строках Семена Данилова:

Люблю я голос родины моей

В напевах птиц, в молчании ветвей.

И каждый раз в траве бежит вода,

Которой я не слышал никогда.

И каждый раз в лесу горят черты

Увиденной впервые красоты.

Вот мир — за этой тоненькой межой:

Все просто, все прекрасно, все свежо.

Я знаю, он для радости готов

От пышно распустившихся цветов.

И сколько я ни напрягал бы взор,

Не повторится ни один узор.

И я шепчу травинке, как во сне:

«О, дай не повторяться в песнях мне!»  (1969 г.)

В книге отзывов сохранились многочисленные записи зрителей, у многих из них создалось впечатление об Афанасии Осипове как о пейзажисте. Пронизанные светом и солнцем, напоенные прозрачным хрустальным воздухом, его пейзажи эпически величавы и масштабны. Они намного обогатили представление о якутском живописце, творчество которого стало восприниматься в новом, более глубинном духовном измерении. Это был подлинный сюрприз выставки, открытой в связи с 50-летием художника. До этого случая Афанасий Осипов крайне редко представлял отдельные пейзажные этюды на небольших текущих выставках.

Творчество Афанасия Осипова дает исследователю истории якутской живописи много пищи для размышлений. В его произведениях можно проследить все особенности развития якутской живописи, начиная с середины 1950-х годов. Отталкиваясь от классических образцов, внося ощутимый вклад в общее развитие российской отечественной живописи, Афанасий Николаевич остается якутским национальным художником, исследователем национального характера, образа жизни и певцом родной природы.

 С коллегами.jpg

В день 50летия с Героем соц. труда, презид АХ СССР нар. худож. СССР Н.В. Томским — копия.jpg

Отбор работ к выставке, 1994г..jpg


ГЛАВНАЯ ТЕМА - СОВРЕМЕННОСТЬ

«Современность была, и остается душой моего искусства» - это суждение Афанасия Осипова, зафиксированное в 1978 году, является одним из ключевых в его частых общественных выступлениях. На IV съезде художников РСФСР Афанасий Николаевич касаясь темы современности, говорил: «Вероятно, скажем, мне, как художнику, нужно заразиться пафосом, духом этой великой стройки, глубоко прочувствовать изнутри ее дыхание и ритмы, ее особенности, понять героизм людей в повседневном труде, их психологию, чтобы все это стало частью моей жизни художника, моим страданием и радостью, чтобы поведать языком искусства об этом. Мое только я и только так, чтобы это волновало и других. Тогда, я думаю, может родиться произведение, достойное этой большой темы». Из слов мастера можно отметить его одну замечательную черту: он никогда не пишет о том, чего не знает, не чувствует, не пережил. Все его работы – это результат поездок, начиная от суровой  Арктики до субтропиков планеты. Изучая живую действительность, натуру, он вместе с тем находится в курсе текущего художественного процесса и неумирающих традиций искусства прошлого. Это и обеспечило то, что накопленные им с годами опыт и мастерство обрели ныне качества большой художественной мудрости.

Действительный член Российской Академии художеств, народный художник СССР, Российской Федерации, народный художник РС (Я) Афанасий  Осипов вел большую общественную работу. И когда его спрашивали, что, по его мнению, является главным в жизни художника, он неизменно отвечал: «Труд, ежедневный, ежечасный, порой беспощадный, любовь к избранной профессии и мечта, дающая человеку крылья».  

На Индигирке, 2001.jpg


Источники:

1. Потапов, И.А. Афанасий Осипов = Afanasi Osipov / И.А. Потапов; Российская академия художеств, Академия Духовности РС(Я), Академия наук РС(Я). - Москва: ООО «Da Style”, 1998. - 133 c. 

2. Потапов, И.А. Зрелость // И.А. Потапов / Полярная звезда. - 1981. - N5. - С. 111-114. 

3. Потапов, И. А. Ступени творческого роста: [сборник] / И.А. Потапов; [автор предисловия В.В.Ванслов]. - Якутск: Якутское книжное издательство, 1982. -  157 с. 

4. Осипов, А.Н. Не устаю восхищаться// А.Н. Осипов / Социалистическая Якутия. - 1969. - Август - N 185. 

5. Осипов, А.Н. Главная тема - современность // А.Н. Осипов / Социалистическая Якутия. - 1976. - Ноябрь - N 273. 

6. Иванова-Унарова, З.И. Счастье орла // З.И. Иванова-Унарова / Социалистическая Якутия. - 1978. - Март - N 72. 

7. Тишина, Т.П. Новые краски жизни // Т.П. Тишина / Социалистическая Якутия. - 1975. - Апрель - N 81. 

8. Тимофеева, В.В. Картинная галерея академика Афанасия Осипова: альбом-каталог / [автор вступ.ст. и сост. В.В. Тимофеева; ред. А.Л. Габышева]. - Якутск:Бичик, 2011. - 216 с. 

9. Ахметов Р., Бубякин Д. Счастливый дар художника // Социалистическая Якутия. - 1978. - Март - N 54.

10. Данилов, С.П. Избранное: стихи в двух томах: перевод с якутского / С.П. Данилов; [предисловие А.К. Михайлова]. - Москва: Художественная литература, 1977. - 302 с.

Поделиться