О коллекционере и меценате: Михаил Габышев
А. Л. Габышева
заслуженный деятель искусств РС (Я) и РФ,
действительный член Академии духовности РС(Я),
главный научный сотрудник НХМ РС(Я)
К 120-ЛЕТИЮ ПРОФЕССОРА М.Ф. ГАБЫШЕВА И 60-ЛЕТИЮ ДАРА КОЛЛЕКЦИИ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО ИСКУССТВА НАРОДУ ЯКУТИИ
27 октября 2022 г. в Галерее зарубежного искусства им. М.Ф. Габышева в рамках 100-летия образования Якутской АССР состоялся круглый стол «М.Ф. Габышев: время и окружение», посвященный 120-летию со дня рождения профессора, доктора экономических наук, крупного мецената XX века Михаила Федоровича Габышева. Круглый стол собрал под своей эгидой ученых, историков, искусствоведов, филологов и философов, сотрудников музеев, общественные организации, всех, кто заинтересован в развитии культуры и науки. Яркая созидательная личность М.Ф. Габышев стоял у истоков создания молодой республики – Якутской АССР, его бесценная коллекция мастеров западноевропейского искусства послужила основой для создания в Якутске Галереи зарубежного искусства XVI–начала XIX в. в 1962 г.
УЧЕНЫЙ И МЕЦЕНАТ
Имя доктора экономических наук, профессора Михаила Федоровича Габышева еще при жизни было известно как знатока и интересного коллекционера в области изобразительного искусства. Это был удивительный человек, который не оставляя научной работы, отдавал много сил делам собирательским.
Во время учёбы в Свердловском коммунистическом университете. Москва. 1920-е годы
По воспоминаниям сыновей Габышева Льва и Густава, отец вставал очень рано, питался скромно, день был расписан поминутно. Хорошо зная свою коллекцию, Михаил Федорович каждое утро внимательно просматривал ее и в одной из своих заметок писал: « … художественные творения нас всегда волнуют сильно, будоражат, радуют… Глядишь на такие картины и все забываешь: и досаду свою, и грусть, стоишь, как бы зачарованный и не жаль, что на это тратятся месяцы или даже годы кропотливого труда и поисков». Искусство давало ему радость и покой, и ту энергетику, которая движет человеком высокой интеллектуальной организации.
Семья Габышевых. Москва. Начало 1930-х
С самого детства он питал страсть к коллекционированию. Собирал гербарии из цветов и трав, редких жуков и бабочек, репродукции с картин русских художников, марки, страстно увлекался чтением не только художественной литературы, но и книг по естествознанию, астрономии, сельскому хозяйству. Маленький Миша хорошо рисовал, объектом его внимания был журнал «Нива», черно-белые репродукции которого нередко раскрашивал цветными карандашами или срисовывал. Родители – простые сельчане ничего не жалели для своего Мишеньки, выписывая в глухую деревушку столичные журналы и редкие по тому времени цветные карандаши. Он всегда с благодарностью вспоминал отцовскую юрту и теплый свет горящего камелька, своего учителя рисования по Реальному училищу Иоакима Дмитриевича Аркушу, закончившего высшее художественное училище при Академии художеств в Санкт-Петербурге, от которого многое узнал об искусстве. Обладая упорством, характером и волей, огромным трудолюбием и умением вдохновлять других, профессор М.Ф. Габышев притягивал к себе людей. Он хорошо владел якутским, русским и немецким языками. В оригинале читал Гейне и Шиллера, литературу по изобразительному искусству, любил Толстого, Шекспира, Боккаччо, Сервантеса, преклонялся перед Чайковским, Бетховеном. Имел все экземпляры пластинок Федора Шаляпина, сам пел приятным баритоном.
Родители М. Ф. Габышева Варвара Васильевна и Федор Семенович с невесткой Ксенией Николаевной. Олекминск. 1922
Поколение, которому принадлежит М.Ф. Габышев, вошло в жизнь в самом начале бурного, противоречивого и трагичного XX в. Вполне естественно, что биография этого человека со всеми присущими ему высокими свойствами гражданина была тесно связана с вехами и судьбами эпохи. С образованием 27 апреля 1922 г. Якутской АССР М.Ф. Габышев работает в Наркомате торговли и промышленности в Якутске. На III Всеякутском съезде Советов он был избран секретарем ЯЦИК. В 1928 г. назначается наркомом земледелия Якутской республики. На VI Всеякутском съезде Советов в 1929 г. Габышев огласил доклад «О земельной реформе в Якутии», в котором была изложена программа ее осуществления. После очередной чистки партии он вынужденно покидает Якутию и восстанавливается в Институте народного хозяйства имени К. Маркса (Плеханова), куда его на учебу еще в 1923 г. направил М.К. Аммосов, добившись для него стипендии, но после окончания первого курса его отозвали обратно, республике нужны были грамотные кадры.
1-й Всеякутский учредительный съезд Советов. Во 2-ом ряду слева направо - делегат Олекминского округа Михаил Габышев. 1922
М.Ф. Габышев, секретарь ЯЦИК. Якутск (2 ряд, второй слева). 1923
В 1937 г. Михаил Федорович блестяще защищает кандидатскую диссертацию, уже в 1939 г. получает ученую степень доктора экономических наук, через год на кафедре Московского пушно-мехового института избран профессором.
В конце 1943 г. от председателя Совнаркома ЯАССР И.Е. Винокурова М.Ф. Габышев получил приглашение приехать для оказания помощи животноводству Якутии. В те далекие годы Илья Егорович предпринял решительные меры по социально-экономическому развитию республики, его деятельность была направлена на благополучие народов Якутии, именно по его настоянию в 1943 г. введен комплекс мер по преодолению продовольственного кризиса и жестокого голода среди населения. В 1944 г. им были отменены решения 1942 г., приведшие к Чурапчинской трагедии. Габышев с радостью откликнулся на приглашение оказать содействие в решении жизненной проблемы своего народа. Родные помнили, в каком приподнятом настроении пребывал профессор после получения письма, он очень скучал по своим землякам и был рад возможности побывать на родине. Профессор приехал в республику в феврале 1944 г. и, изучив состояние животноводства, вынес вердикт, что от голода и болезней народ саха в трудные годы войны спасет только лошадь, которая веками давала якуту целебный кумыс, традиционную мясомолочную пищу. Выступая по радио, Михаил Федорович обратился к людям со словами: «Олонхосуты пойте… Коневоды, растите табуны лошадей…». Он пожелал, чтобы каждая семья имела кобылицу и молодняк. Ученый, выросший в якутской глубинке, прекрасно понимал суть народного празднества, его витальную силу. После визита М.Ф. Габышева в 1944 г. было принято решение о восстановлении якутских ысыахов как всенародных праздников. Летом 1944 г. колхозы провели ысыахи с соблюдением национальных традиций и якутский народ, обратившись к вековым обычаям предков и устоям своего хозяйствования, буквально воспрянул духом. В тот же год на двух языках был опубликован сборник статей и выступлений М.Ф. Габышева «Пути развития животноводства Якутии». Уже 7 июля 1945 г. Постановлением №612 Совета Народных Комиссаров Якутской АССР за подписью председателя Совнаркома ЯАССР Ильи Егоровича Винокурова была утверждена программа научных работ по экономике и организации табунного коневодства в колхозах ЯАССР, разработанная доктором экономических наук М.Ф. Габышевым. Так началась его комплексная экспедиция 1945-1947 гг. по изучению табунного коневодства и кормовых ресурсов в Якутской АССР. Благодаря трудам профессора уникальная якутская лошадь не подверглась селекции, скрещиванию с другими породами, сохранила чистоту своего вида. «Конь меня вывезет, – любил говорить Михаил Федорович. Пока в Якутии есть лошади, я спокоен …». В 1947 г. за научные труды он был награжден Орденом Трудового Красного Знамени, присвоено почетное звание заслуженного деятеля науки Якутской АССР. В 1947 г. и в 1951 г. ученый избирался депутатом Верховного Совета Якутской АССР. По результатам экспедиции 1945-1947 гг. М.Ф. Габышев написал фундаментальные труды: «Коневодство Якутии», «Якутская лошадь», «Кормовые травы Якутии», «Якутское коневодство: Экономика и организация табунного коневодства в Якутской АССР», изданные в 1957 г. они и сегодня, спустя более полувека, не утратили свою актуальность.
Профессор Габышев возле якутского камелька во время научной экспедиции по изучению якутской лошади. 1945-1947
Монография «Якутская лошадь: типы якутских лошадей, способы их разведения и содержания». 1957
Желание собирать живопись родилось не случайно – старший сын Левушка хорошо рисовал, участвовал в детских выставках, не раз был победителем разных всесоюзных конкурсов и был намерен учиться на художника. В этом отец, поддерживая сына, исподволь направлял его талант на путь большого искусства. Профессор даже приобрел небольшие классические сценки голландских мастеров, он хотел, чтобы его сын просыпался и вставал в окружении прекрасных живописных работ. Он часто водил Леву на художественные выставки и музейные экспозиции. Постепенно Михаил Федорович с головой ушел в коллекционирование, ведь он сам хорошо рисовал. И здесь очень важно понимание значения масштаба личности в занятии наукой и одновременно искусством.
На первой персональной выставке сына Льва. Якутск. 1944
Лев Габышев. «Наш дом в Юнкюре». 1965. Холст, масло
В его увлечении искусством существенен был профессиональный круг общения – старая профессура, коллеги, многие из них традиционно занимались сбором старой живописи и гравюры, как, например, А.В. Чаянов, П.Л. Капица, Н.С. Аржаников и др. Среди коллекционеров у него были друзья, которые помогали ему делами и советами. Любовь к живописи укрепила дружба с первыми якутскими художниками: П.П. Романовым (1902-1952), Г.М. Туралысовым (1903-1970), скульптором П.И. Добрыниным (1909-1966), скульптором З.И. Азгуром, коллекционером Ф.Е. Вишневским. Много труда профессор вкладывал в поиски новых произведений, их изучение и реставрацию, и вскоре в собирании он добился успехов. У него были свои маленькие «секреты» успешного коллекционирования и главный из них – умение общаться с людьми, прислушиваться к советам специалистов. Его академическая квартира в Москве была наполнена живописными холстами, гравюрами, скульптурой, мебелью, предметами декоративно-прикладного искусства. Многие были музейного качества. Среди произведений присутствовали имена, как Питер Артсен, Доменикино, Дюрер, Рембрандт, Остаде и др. Порой работы попадали в коллекцию совершенно неожиданно. Однажды ему сообщили о том, что у потомков старинной купеческой семьи Гусевых имеются доставшиеся в наследство картины, которые хозяйка хотела бы продать. Несмотря на позднее время Габышев, разумеется, тут же поехал к ней. Дело было зимой, и профессор изрядно замерз, разыскивая по кривым улочкам Замоскворечья нужный адрес. Каково же было его разочарование, когда перед его взором предстали копии в золоченых рамах. Уходя, он нечаянно споткнулся…. – что-то высовывалось из-под кровати, наклонившись, увидел ослепительно белый кусок мрамора, его охватило волнение – это была замечательная голова Аполлона, бога покровителя искусств. Старый, добротной работы мрамор мерцал матовым блеском. Теперь неожиданную находку можно видеть в собрании Национального художественного музея. Вот еще случай… порог его квартиры робко переступил человек, он принес металлический ящик и, раскрыв его, пояснил, что эта коробка с картиной была замурована отцом в стене их дома еще во времена революции 1917 г. В ящике находился пожухший с мелкими осыпями красочного слоя отсыревший «Портрет мужчины в черной шляпе» фламандского художника XVII в.
Гальс Франс. «Портрет пожилого мужчины в черной шляпе». XVII век. Холст, масло
Эта уникальная коллекция, включающая произведения живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, формировалась на протяжении четверти века. Михаил Федорович строго придерживался системы: эпоха, школа, мастер. Все началось с малых голландцев: пейзажи, картины с незатейливыми сюжетами – крестьяне за трапезой, сценки в кабачках, курильщики. В дальнейшем приобретались произведения разных европейских школ, но предпочтение все же отдавалось итальянским художникам. Среди работ, поступивших в собрание музея, они составляют интересную по художественному качеству группу.
Валентино Джованни Доменико. C.D.V. (1630 -1708). Италия. «Кухонный натюрморт». 1680- е. Холст, масло.
В изучении искусства западных мастеров профессору помогало знание немецкого языка. Большое количество произведений искусства прошло через его руки, прежде чем он научился среди многих картин и гравюр отбирать именно то, что близко было сердцу, поднимало престиж коллекции. В моем собрании должны быть все школы европейского искусства, – не раз повторял Михаил Федорович. Широкая эрудиция, особое чутье к культурным ценностям способствовали системным поступлениям в его коллекцию достаточно качественных произведений старых мастеров. Сподвижником и надежной опорой в этом благородном труде стал его сын – художник-живописец Лев Габышев.
Михаил Габышев за работой. Минск, 1957
Профессор был разносторонним, талантливым человеком, пробовал себя и в реставрации отдельных вещей из своей коллекции, о чем свидетельствует его переписка с сыном Львом, которого также привлекал к этой деятельности. Ему посчастливилось знать близко замечательных специалистов, много сделавших для сохранения творений мастеров прошлого. Одним из них был известный реставратор А.Д. Корин, приложивший немало усилий для приведения в порядок профессорского собрания. Каждый день работы с коллекцией приносил Михаилу Федоровичу новые сведения об авторах, раскрывал художественные методы и секреты их создания. Можно было бы назвать немало имен историков искусства, реставраторов, коллекционеров, с которыми сводила его судьба на нелегких дорогах собирательства, но более всего близок он был с мастером скульптором-монументалистом, академиком З.И. Азгуром, коллекционером Ф.Е. Вишневским. С ними он мог часами говорить о любимом деле, в которое вложил часть души. Михаил Федорович мечтал издать каталог своей коллекции и с этой целью со свойственной ученому дотошностью изучал литературу и многочисленные каталоги по искусству.
Михаил Федорович Габышев. 1949
КОЛЛЕКЦИЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО ИСКУССТВА
Коллекция М.Ф. Габышева камерного характера подобрана с большим вкусом и отражает интересы своего собирателя. Тем не менее, она представляет практически все европейские школы, начиная с XVI – начала XIX в. Самого пристального внимания коллекционер удостаивал итальянских и голландских мастеров XVII в. Его привязанность к этим школам неслучайна – это время рождения в Италии главного стиля эпохи – барокко, а в Голландии – пора расцвета творчества Рембрандта, оказавшего огромное влияние на художников других национальных художественных школ Европы.
В собрании профессора самыми ранними по времени являются две живописные доски ХVI в.: «Сон Венеры» нидерландского мастера, «Мадонна у колодца» Франчабиджо (?). В основном составе – произведения мастеров XVII-XIX в., привлекающие разнообразием творческих индивидуальностей. Среди них картины итальянских художников XVII-XVIII столетий: «Молящаяся Мадонна» Сассоферрато (Джованни Батиста Сальви), «Святая Цецилия» Николло Реньери, «Диана и Каллисто», «Натюрморт с цветами, виноградом и дыней» круга Караваджо, «Жертвоприношение Авраама» «Обращение блудного сына», «Кухонный натюрморт» Джованни Доменико Валентино; фламандцы и голландцы: парадные портреты правителей Фландрии Альбрехта VII и Изабеллы Клары Еухении, «Натюрморт с глиняным кувшином и битой дичью» Александра Адриансена, «В караульне» Паламедеса Антониса, художники круга Рембрандта, французская школа: «Портрет девочки» Жанны Фелиберты Леду; мастера немецкой, испанской школ и др.
Франческо ди Кристофано Биджи ?, прозванный Франчабиджо. «Мадонна у колодца». ХVI в. Дерево, масло
Жанна Фелиберта Леду (1767 - 1840). Франция. «Портрет девочки». XVIII век. Холст, масло
Раздел графики состоит в основном из печатной гравюры, где имеются оттиски с досок Дюрера, Рембрандта, Остаде, Калло, мастеров других европейских школ, а также рисунки, из которых наибольший интерес представляют «Крещение» североитальянского художника конца ХVI в., «Песнь царя Соломона» итальянского мастера XVII в., «Развалины в Римской Кампанье» голландского художника А. Бегейна (1637-1697), «Отдых на пути в Египет» монограммиста «L», выполненные сепией. В коллекции имеются единичные экземпляры мебели Западной Европы, представляющей парад стилей так называемого историзма XIX в. Предметы в музее ярко характеризуют художественные стили и нравы разных времен – это золоченый гарнитур из плетеного тростника в стиле рококо Людовика XV, итальянский столик в тонкой технике маркетри, стулья в стиле английского краснодеревца Томаса Чиппендейля и др. Кроме того в состав дара входит скульптура и отдельные предметы декоративно-прикладного искусства. После поступления в музей коллекция западноевропейского искусства продолжала пополняться отдельными, вновь приобретенными произведениями.
В последние десятилетия, благодаря публикации электронных каталогов крупных и малых музеев мира, материалов с аукционов, книжных фондов, в сети интернет накопилось немало данных по искусствознанию, что позволило в ходе исследования коллекции пересмотреть ранее принятые атрибуции и датировки. Немаловажным подспорьем в исследованиях были осмотры экспозиций крупных музеев мира Италии, Франции, Германии, Австрии и др. В результате некоторые произведения поменяли школу или время создания, обрели своего автора и нашли свое место в новом хронологическом построении экспозиции Галереи зарубежного искусства.
Афиша выставки «Западноевропейское искусство XVI-XIX веков. Из коллекции профессора М. Ф. Габышева». 1962
Еще до передачи в музей часть произведений в коллекции М.Ф. Габышева значились под грифом неизвестный художник, невыясненными были и сюжеты, помогающие отождествлять героев мифологического пантеона. Некоторые работы были приписаны к громким именам, как, например, картина «Мадонна у колодца», которая представляет типичную для эпохи Возрождения пирамидальную композицию, живопись числилась за мастерской Рафаэля. После изучения музейных источников и доступной литературы было определено, что композиция картины принадлежит его современнику, представителю Высокого Возрождения Франческо ди Кристофано Биджи, прозванного из-за своего характера Франчабиджо (серый, мрачный Франча). Работы этого художника в течение двухсот лет приписывались Рафаэлю, подлинное имя автора было раскрыто лишь во второй половине XIX в. Сам оригинал находится в галерее Уффици. На фоне голубого неба изображена мадонна с детьми – младенцем Иисусом Христом и мальчиком Иоанном Крестителем. Искусно написан пейзаж, перспектива, уходящая вдаль. В глубине картины протянулись голубые горы, справа дорога, на которой видна фигурка одинокого путника. Дорога, бегущая вдаль, как знак непрекращающегося движения жизни выступает символом духовно-смыслового поиска человека. Картина из нашей коллекции выполнена на деревянной основе, составленной из нескольких досок, имеются старые отверстия от древоточцев. В XVI в. повторение картин известных художников было широко организованным процессом. Многие мастера на заказ сами неоднократно исполняли удачные композиции своих работ. Известно, что этим занимались художники Ян Ван Эйк, Рогир Ван дер Вейден и мн. др. С XVI в. художники даже стали подписывать свои повторения. Предполагается, что в коллекции авторское воспроизведение, вряд ли стали копировать работу на столь тяжелых досках, когда уже многие писали на холстах.
В экспозиции внимание давно приковывала картина, «Геракл и эриманфский кабан», которая зафиксирована в собрании как произведение неаполитанского мастера Луки Джордано (1632-1705), чье творчество неразрывно связано с развитием стиля барокко в XVII в. Необходимо отметить, что высокий спрос на произведения художника побуждал рыночных скупщиков вольно обращаться с известным именем. Не избежала этого и наша картина, которая ранее по формальным признакам была традиционно определена как работа знаменитого автора. Произведение крупного формата носит общие черты итальянской живописи XVII в.: диагональная композиция, эффекты искусственного света, динамичное распределение светотени. Но сказать, что эта картина принадлежит кисти Луки Джордано по общим признакам весьма проблематично. Крупная голова и характерные черты лица, выдающие простолюдина, приводят к мысли, что картину мог написать иноземный мастер (может фламандского происхождения?), прошедший хорошую школу в Италии и испытавший влияние творчества венецианских художников. Поэтому вопрос об имени мастера пока неясен... При исследовании картины было отмечено, что главный персонаж с мощной фигурой атлета, являя сходство с мужественным образом из мифа Эллады, своим экзальтированным воззванием к небу не соответствует героическому духу античного мифа, а мирно лежащая свинья не похожа на свирепого кабана с клыками, нагонявшего страх на все окрестности. К тому же в повествовании действие происходило на заснеженной вершине, а здесь нет и намека на снег. Все это побудило обратиться к поиску других источников, поскольку толкование сюжета, как Геракл и эриманфский кабан, не исчерпывает ответа на эти вопросы. Но вот другой герой из Нового Завета, дает весьма верное объяснение изображения. Это философская притча о Блудном сыне, говорящая о том, что, промотав в дальней стороне часть наследства своего отца, молодой человек оказался в нужде, и друзья отвернулись от него. Он нанялся в свинопасы и дошел до последней черты, стал питаться их кормом. Но пришло прозрение... (изображен именно этот момент – обращение к богу). Блудный сын вернулся в отчий дом, и старый отец с любовью встретил его как «заново родившегося». Таким образом, сюжет картины восходит к евангельской притче о блудном сыне и трактуется как «Обращение Блудного сына» (15-я глава Евангелия от Луки). С этим определением картина установлена в экспозиции.
Неизвестный художник. Италия. «Обращение Блудного сына». XVII век. Холст, масло
С гранями венецианской живописи знакомит эффектное декоративное полотно, где изображен широко распространенный мифологический сюжет «Диана и Каллисто», восходящий к «Метаморфозам» Овидия. Работа выполнена неизвестным художником второй половины XVII в. В спокойной пластике движений крупных фигур нимф и Дианы, в мягкой манере передаче форм проступает любование чувственной прелестью обнаженных тел. Замкнутость композиции нарушает открывающаяся вдали горная долина с дымящимся вулканом. Колористический строй определяют теплые коричневатые, оливковые, зеленые, розовые цвета, мягко вибрируя, они взаимодействуют с равномерно льющимся боковым освещением. Мазки, едва уловимые на фигурах, становятся почти пастозными в трактовке листвы и складок драпировок. Окружающий пейзаж тонет в зеленоватом сумраке, создавая ощущение естественной полноты жизни среди природы. Произведение принадлежит к числу тех мастеров, которые, не будучи ведущими живописцами, отразили в своем творчестве различные тенденции развития итальянского искусства своего времени.
В составе коллекции М.Ф. Габышева поступил занимательный натюрморт, помеченный монограммой C.D.Y. и причисленный к нидерландской школе XVII в. Жанр натюрморта в этот период становится возможностью эмоционального познания мира. На первый взгляд сам сюжет и манера живописи – коричневато-оливковый колорит говорит о голландской живописи. Но в картине вызывает вопрос итальянский головной убор девушки. В национальном костюме в качестве головного убора итальянок встречается покрывало, сложенное на каркасе из медной проволоки в форме прямоугольника. Присутствие этой детали в костюме намного сузило круг, время и страну поиска. Становится понятным, что полотно, подписанное монограммой GDV на глиняном горшке, может быть написано в Италии, возможно, художником голландского происхождения. Италия в XVII в. – общепризнанный центр художественной жизни всей Европы, куда съезжаются художники из разных стран, где получают развитие разные жанры, в том числе и натюрморт, в котором мир вещей становится основой понимания бытия. Обратившись к доступной литературе и источникам, изучив историю вопроса, было установлено имя монограммиста GDV, за этими загадочными буквами скрывался итальянский художник позднего барокко Джованни Доменико Валентино (Giovanni Domenico Valentino, (Рим 1630 - Имола 1708). Мастер подписывал свои картины монограммой GDV (иногда добавляя R, подчеркивая, что он из Рима), специализировался на сочетании жанра и детализированного натюрморта. Благодаря своим кухонным и аптечным интерьерам, в которых множество предметов, сложенных в живописном беспорядке и написанных в духе голландцев, художник был заметен в художественном обзоре итальянского искусства XVII в. Картина обогатила итальянский раздел очень своеобразным натюрмортом, ярко демонстрирующим одну из сторон итальянской живописи этого периода.
В связи с исследованиями была определена иконография двух парных портретов XVII в., поступившие в составе дара как мужской и женский портрет, они считались мастерской Рубенса. Но своеобразие индивидуального почерка Рубенса не дает права приписывать эти портреты к мастерской Рубенса. Надо отметить, что характер живописной манеры и передача светотеневых переходов произведения из нашего собрания существенно отличается от пышущих здоровьем персонажей в работах Рубенса. Портреты из коллекции написаны в несколько жесткой, суховатой живописной манере. И уже этот один факт служит веским аргументом против прежнего определения. Судя по костюмам с круглым стоячим воротником и каплевидной жемчужной сережке, портреты выполнены в первые десятилетия XVII в. Черты портретируемых выдают членов семьи Габсбургов, одной из могущественных правящих династий в Европе. Изучив историю вопроса, автор установил иконографию портретов: изображен эрцгерцог Альберт VII (1559–1621) Австрийский, штатгальтер испанских Нидерландов с 1595 г., с 1598 г. соправитель испанских провинций Нидерландов с супругой Инфантой Изабеллой Кларой Еухенией. Композиция портретов с небольшими изменениями повторяет изображения правителей южных Нидерландов из Музея истории искусств в Вене, исполненные Рубенсом в 1610 г. В этих же костюмах и позах они изображены на картине Виллема ван Хайхта (1593-1623) «Визит эрцгерцога Альберта и эрцгерцогини Изабеллы в картинную галерею Корнелиса ван дер Хейста в 1615 году», исходя из датировок вышеупомянутых картин, можно предположить, что наши портреты могли быть выполнены между 1610-1615 гг. Колорит строится на градации серовато-жемчужных, коричневых с золотом (платье инфанты), черном с серебром (костюм Альберта) тонов, отдельных пятен приглушенного красного. Живопись – плотная, темная, в инкарнате лиц и рук проступают голубоватые тени, тщательно воспроизведены декоративные детали одежды, ювелирные украшения. Выразительны глаза Альберта, в которых читается печаль, настороженность и холодноватая отрешенность. Штатгальтер одет в черный костюм, соответствующий испанской моде начала XVII в. Плоенный круглый воротник оторочен изысканным кружевом. Камзол распахнут, отделан золотыми пуговицами, на груди золотая цепочка с миниатюрным золотым кулоном – эмблемой Ордена Золотого руна, высшего ордена испанского рыцарства. Орден был вручен Альбрехту в 1598 г. перед женитьбой на инфанте Изабелле, дочери короля Испании Филиппа II.
Неизвестный художник. Фландрия. «Портрет эрцгерцога Альбрехта VII». XVII век. Холст, масло
Неизвестный художник. Фландрия. «Портрет Инфанты Изабеллы Клары Еухении (1566-1633)». XVII век. Холст, масло
Наличие в разных музеях схожих изображений Альбрехта и Изабеллы свидетельствует о том, что портреты могли использовать в качестве дипломатических подарков, дарить в знак благосклонности, доверительных отношений и т.п. Можно предположить, что портрет во время сеанса могли писать несколько придворных художников. Произведение, видимо повторялось и варьировалось как самим Рубенсом и учениками его мастерской, но и другими художниками. Портреты отличает высокое художественное качество, свидетельствующее об авторстве незаурядного мастера придворного круга художников. Есть отличие в композициях: на портретах Альбрехта и Изабеллы, исполненных Рубенсом, фон в виде красного ковра. На исследуемых портретах фон нейтральный. На основе сравнительного стилистического анализа вышеуказанного произведения с работами Рубенса, портреты не принадлежат кисти знаменитого маэстро и, учитывая высокое художественное исполнение работ, было предложено в графе автор писать неизвестный фламандский художник XVII в., т.к. отнесение портретов мастерской Рубенса из-за несоответствия живописных манер, сразу снижает их качество.
Мастерской Греза приписывался полный очарования небольшой портрет девочки. В действительности он исполнен его ученицей Жанной Фелибертой Леду. Неизвестный художник «Пейзажа с рыболовами» обретает круг Франсуа Буше (Лепренс?). В процессе исследования некоторые работы из ряда голландских художников перешли в итальянский и французский разделы коллекции. Так, неизвестный голландец оказался французским художником галантного XVIII в. Алексисом Гриму (1678-1733), последователем Рембрандта. Гриму был портретистом при дворе Людовика XV. Колорит его портретов не ярок, что объясняется воздействием живописи XVII в. и фламандских мастеров, за что современники прозвали его «Рембрандт французский».
Франс Франкен Младший (1581-1642). «Встреча Клеопатры с Марком Антонием в Тарсе». Конец XVI века - первая половина XVII векаХолст, масло
В последнее время было определено авторство Франса Франкена младшего, фламандского художника XVII в., и уточнен сам сюжет произведения. Картина поступила как неизвестный голландский автор XVIII в. с двойным названием «Сцена из истории Клеопатры. Приезд Царицы Савской к Царю Соломону». Но звучный колорит, прописанные детали делают картину характерным образцом «антверпенской» исторической картины конца XVI – первой половины XVII в., но никак не голландской живописи. Был проведен сравнительно-стилистический анализ на примере картин в собраниях Эрмитажа, ГМИИ им. Пушкина, визуальном осмотре залов фламандской живописи с 2014-2019 гг. в Лувре и других европейских музеев. Исследуя творчество художников этого периода, замечаем многофигурные небольшого размера барочные картины Франса Франкена младшего, работавшего в традициях, относящихся к первой половине XVI столетия. Он писал на исторические, аллегорические, мифологические и библейские сюжеты малоформатные картины. Его произведения узнаются по обилию красного цвета в одеждах и разных повторяющихся аксессуарах (кувшины, тюрбаны), многофигурности и кабинетности композиций, и если первый план красочен и прописан, то, как правило, дальние планы почти монохромны, это хорошо видно при сравнении нашей музейной картины с другими композициями. Узнаются они и по прорисовке фигур, светловолосому женскому типажу и кулисному построению картины, часто действие происходит на фоне грандиозных архитектурных сооружений и, словно, открывающейся перспективы, уходящей вдаль. Колористическая гамма музейного произведения строится на контрасте теплых и холодноватых тонов. На первом плане многочисленная толпа пестрит красными, желтыми цветами одежд, когда как дальний план картины с таким же множеством народа почти монохромно-серый. Таким образом, на основе анализа художественного произведения и изучения различных источников был определен автор, исторический сюжет, установлены имена действующих лиц. Ключевым предметом в опознании изображенного персонажа стал жезл в руке идущей женщины со знаком полумесяца и диском. На жезле – полумесяц, концы которого смотрят вверх, он сочетал в себе символизм Луны и быка – в Египте он является знаком плодородия. Такой жезл не мог принадлежать царице Савской, но скорей всего царице египетской Клеопатре. Нами был уточнен сюжет из древнеримской истории о встрече египетской царицы и римского полководца Марка Антонио. Картина повествует о прибытии Клеопатры в г. Тарс (Киликия), куда ее вызвал Марк Антоний, правитель восточной части Римской империи, он был намерен сделать Египет зависимой провинцией Рима. Легендарная встреча состоялась в 41 г. до нашей эры. На картине справа на высоких стенах города и у стены показана многочисленная пестрая толпа зевак, пришедшая на звуки музыки на берег р. Кидп. Под стенами изображено римское войско во главе с Марком Антонием, вышедшим навстречу царице Египта. Картина, которую увидели очевидцы, захватывала своей красотой и великолепием. Согласно свидетельству древних источников художник изобразил на картине большую египетскую галеру с золотой кормой, серебряными веслами и парусами, окрашенными в пурпур – цвет царей. На палубе стоит свита, сопровождающая царицу, мерцают золотые сосуды с благовониями. Сама она уже вышла на берег в сопровождении служанок. Гнутся от ветра деревья на картине, трепещут на ветру острые концы флагов галеры Клеопатры, ветер, словно подталкивает Антония навстречу к Клеопатре, предвосхищая мрачное будущее, край его одежды приподнят от ветра, когда как у остальных одеяния спокойны. Сын живописца Франса Франкена Старшего (1542–1616), Франс Франкен II подписывал свои полотна «младший» вплоть до смерти отца.
Изучение коллекций составляет одну из серьезных задач, стоящих перед специалистами музея. Многие произведения прошлых веков поступили в музейное собрание как работы неизвестных художников или были вписаны под неверными именами. В музейной практике атрибуция является основой основ и охватывает такие пределы, как экспозиция и популяризация, которые не могут претворяться в жизнь без четкого суждения об историческом и художественном значении памятников.
Собрание западноевропейского искусства в Национальном художественном музее РС (Я) открывает перед человеком щедрый внутренний мир живописи художников Италии, Фландрии и Голландии, мастеров Англии и Испании XVII – XVIII вв. и одновременно дарит нам удивительное тепло души своего создателя, ученого и мецената Михаила Федоровича Габышева. В кругу семьи и друзей профессор не раз высказывал пожелание, что коллекция должна быть достоянием якутского народа, чтобы, его земляки, их дети и внуки имели возможность приобщаться к мировому художественному наследию. В 1958 г. М.Ф. Габышев неожиданно ушел из жизни, но семья исполнила его волю. В 1962 г. произведения были официально переданы в дар трудящимся Якутской АССР. На основе бесценного дара в 1970 г. в старинном здании Якутского уездного казначейства был открыт филиал Национального художественного музея – «Музей западноевропейского искусства», преобразованный в 1995 г. в «Галерею зарубежного искусства имени профессора М.Ф. Габышева», которая ныне является достоянием якутского народа и гордостью Республики Саха (Якутия).
Музей западноевропейского искусства. 1982
Галерея зарубежного искусства им. М.Ф. Габышева. 2022
Правнучка профессора Татьяна Габышева на 120-летии прадеда в Галерее зарубежного искусства им. М.Ф. Габышева. 1922
Источники:
1. Архив НХМ РС(Я). Личный фонд М.Ф. и Л.М. Габышевых. Оп.1. Д. 2. Лл. 1-36; Там же.
Д. 5. Лл. 1-5
2. Бенгтсон Герман. Правители эпохи эллинизма. Пер. с нем. Предисл. Э. Д. Фролова. М., Гл. ред. восточной лит-ры изд-ства «Наука», 1982. – 392 с.
3. Вазари Джорджо. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих/ Москва, 1971 в 5 томах. Tом 3. С. 480-481
4. Всеобщая история искусств, в 6 томах. Том 3 (под общей редакцией Ю. Д. Колпинского и Е. И. Ротенберга). — М., «Искусство», 1962
5. Маркова В. Италия XVII-XX веков. Собрание живописи / В. Маркова; Гос. музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. - М.: Галарт, 2002. Т.Н. - 473 с.
6. Ротенберг Е. И. Западноевропейское искусство XVII века. – М.: Искусство (серия «Памятники мирового искусства», Вып. 4), 1971. – 520 с.
7. Свидерская M. И. Искусство Италии XVII века. Основные направления и ведущие мастера / М. И. Свидерская. -М.: Искусство, 1999. - 178 с.
8.Тарасов Ю.А. «Vanitas» и «memento mori» в голландской живописи XVII века // Голландский натюрморт XVII века. — СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2004. — С. 66—78
9. Франс Франкен [Электронный ресурс] URL: https://artchive.ru/artists/4232~Frans_Franken_Mladshij (дата обращения 18.02.20).