Адрес и часы работы
-
Адрес: ул. Кирова, 12, II этаж (здание «Комдрагметалл»)Время работы: 10.00 - 18.00Выходные:ВоскресеньеСуббота8 (4112) 33-52-80 касса
Есть имена и есть такие даты,-
Они нетленной сущности полны…
А.Твардовский.
1945. Якутское художественное училище (колледж) им. П.П. Романова старейшее художественно-образовательное заведение Сибири и Дальнего Востока. Открытое в победоносном 1945 году, оно стало колыбелью для многих, взрастив не одну плеяду талантливых художников и искусствоведов. Учрежденное по инициативе народного художника ЯАССР Петра Петровича Романова на основании Постановления Совета народных комиссаров ЯАССР № 233 от 2 апреля 1945 года «Об организации художественного училища в г. Якутске», училище носит его имя. П.П. Романов первый профессиональный художник из народа саха, получивший профессиональное образование в Москве.
1950-е. 1950 год - первый выпуск. Это: 1. Карсанаев Петр – участник Великой Отечественной войны, получивший тяжелое ранение; 2. Ковалевский Олег; 3. Кычкин Иннокентий; 4. Лукин Михаил; 5. Малыгин Марат; 6. Нохсоров Поликарп; 7. Порутис Пранас; 8. Сивцев Эллэй; 9. Тетерин Франц; 10. Хамидуллин Закий; 11. Ханчук Юлия; 12. Шапошников Ефим; 13. Шестаков Егор.
Это этапный год в развитии художественной культуры республики. Он наметил тектонические сдвиги, которые уже в 1957 году позволили представить на юбилейной художественной выставке в Москве молодое искусство Якутии в лице одного из первых выпускников училища Михаила Лукина. Молодой творец к этому времени закончил Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова. Вместе с Афанасием Осиповым, выпускником этого же ВУЗа, они сделали первые шаги в обретении статуса общесоюзного уровня. Накопление художественного потенциала поддержал и выпускник графического факультета этого известного академического института - Элляй Сивцев, творчество которого стало предтечей особо выразительного для якутских художников вида, вошедшего в советское изобразительное искусство, как «графика Якутии».
Рассматриваемый период можно назвать счастливым для образовательного процесса, давшего мощный толчок в последующем. Значителен был в профессиональном плане педагогический состав. Достаточно вспомнить такие имена, как: живописцы П.П. Романов, Ф.Т. Павлов, Е.М. Крылов, С.Л. Александров, Л.М. Габышев, А.Н. Осипов; график Л.М. Неофитов; скульпторы Е.Ф. Посядо и Ж.Я. Меллуп, косторез И.Ф. Мамаева. Хорошая подготовка позволила многим выпускникам поступить в лучшие центральные ВУЗы страны.
1960-е. Главным в десятилетии можно считать то, что 1960-е стали грандиозным символом «времени перемен», эпохи поколения «шестидесятников», которому было присуще осознание неограниченных возможностей творческого поиска. Этому способствовали и величайшие преобразования, происходившие во всех сферах жизни общества. Страна напоминала великую стройку. В Якутии возводится мощная гидроэлектростанция - Вилюйская ГЭС, разрабатываются новые месторождения, в том числе крупнейшее в мире, алмазодобывающее (трубка «Мир»), возникают новые города и промышленные посёлки (Мирный, Чернышевский). И многие талантливые художники, среди которых были выпускники и преподаватели училища, запечатлели эти грандиозные события. (Васильев В.Р., Карамзин В.С., Ковалевский О.М., Лукин М.В., Осипов А.Н., Петров В.Г.)
В образовательном процессе училища происходят мощные перемены. Преподавательский состав пополняет активная творческая молодежь, окончившая столичные вузы. Смелость и новизна поисков этих творцов, обогащенная традициями крупнейших школ и художественных центров, легли в основу обучения. Живопись, в частности тематическая картина, оставаясь приоритетной, транслирует поиски новых образно-пластических средств, но уже стремительно утверждается графика. Такие педагоги, как Валериан Васильев, Афанасий Мунхалов, Юрий Вотяков и др., своим нестандартным взглядом на художественные процессы, заставили заговорить о феномене «Графика Якутии». Магия необычного, свежего экспериментаторства, давала ощущение совершенно нового молодого искусства и стала стимулом для учащихся, почувствовавших новые возможности для сотворения искусства, передающего его энергетику и пульс времени.
Художественное образование становится средством воспитания творческой личности, поскольку педагог, у которого творчество и практика идут бок о бок, активно влияет на профессиональный рост будущего творца. Авторитетом у студентов пользовался Г.У. Кравченко, о котором с большой теплотой вспоминали его студенты. Выпускник училища художник-реставратор Т.А. Степанов в частной беседе как-то сказал. «Я лично завидовал своему другу Николаю Павлову, что он учился у Кравченко, потому что тот очень много в них вкладывал. И в свободное от учёбы время его студенты проводили на своеобразных «кравченковских вечерах», что повлияло на их самостоятельность, способность использовать воображение и понимание живописных задач в создании значительных образов».
В эти годы проявился талант первого художественного критика, выпускника училища и Академического института им. И.Е. Репина (Ленинград) Иннокентия Потапова, защитившего кандидатскую диссертацию в 1961 году.
Сегодня можно констатировать, что за сравнительно короткий срок художественное училище становится эпицентром развития художественных процессов республики. Была создана крепкая база подготовки художественных кадров, работающих во многих системах республики. Значительная их часть продолжила учёбу в крупнейших центральных вузах страны.
Главное то, что была налажена крепкая связь поколений, активно работающих в современном художественном пространстве. Она проявляется через культурную трансмиссию от педагога к ученикам, а также через диалог разных поколений художников, где старшее поколение выступает как носитель опыта, а младшее — как носитель инноваций, что приводит к формированию новых художественных направлений и обогащению культурного пространства. Среди них не только активные художники, но и педагоги.
Сформировались династии художников-педагогов, где несколько поколений занимались художественным образованием и творчеством, передавая свой опыт и знания ученикам (Амыдаевы, Захаровы-Слепцовы, Ивановы, Иннокентьевы, Корякины). Сегодня, можно отметить, что видимо 90% художников – это выпускники училища. Их имена представлены произведениями разных лет, они работают в разных плоскостях и разной стилистике, но они продолжают то, что начато их предшественниками. Но есть особые имена и даты, которые имеют высокую значимость. Они были первыми. Они стали символами нашей культуры, нашей истории, нашей памяти и их значение сохраняется как продолжение созданного в непростые годы.
Внимание! Выставка будет работать для всех посетителей с 3 октября по 13 ноября 2025 г. в Выставочном зале НХМ РС (Я) по адресу: г. Якутск, ул. Кирова, 12, 2 этаж (здание «Комдрагметалл»).
Вход по Прейскуранту: для взрослых – 300 руб./чел; для лиц, не достигших 18 лет – бесплатно; для студентов ВУЗов и ССУЗов очного отделения – 200 руб./чел., для пенсионеров – 200 руб./чел., многодетным семьям – бесплатно (при предъявлении соответствующих документов, qr-кодов). Экскурсионное обслуживание по отдельной цене.
Купить билет по Пушкинской карте: https://vmuzey.com/event/vystavka-imena-i-daty
Режим работы: понедельник-пятница 10.00-18.00 (касса до 17.30), суббота-воскресенье – выходные дни.
Справки по телефонам: 8 (4112) 33-52-79
